- Карташевский, Григорий Иванович ("Воспоминания")
- Смотри также Литературные типы произведений Аксакова
— Преподаватель "чистой математики" казанской гимназии, ученый секретарь совета, адъюнкт-профессор университета, "сын малороссийского дворянина-священника". "В наружности К. не было ни малейшего признака малоросса"; "нелюбимый сын своей матери", "горячо и страстно привязан" к отцу, который "любил его с материнской нежностью", с девяти лет воспитывался в Москве, вдали от родных. "В складе ума нет ничего" малороссийского, и "родина не привлекает его", "великорусский же толк" "ставит высоко" и "подсмеивается над хохлацкой ленью и тупостью". "Серьезно занимается наукой", "пишет собственный курс чистой математики", "постоянно совершенствует себя"; "светлый ум и высокие качества души", "соединенные с основательною ученостью и многосторонним образованием", дают ему возможность "сохранять всегда над своими товарищами превосходство". При "холодной наружности" и "внешней суровости" добр, религиозен, "отзывчив, тепло относится к людям", "умеет ценить" их; "вся жизнь его — строгое проявление нравственной высоты", "справедливости и безупречной честности и точности", но "отталкивает от себя благонамеренною сухостью обращения", за что "его считают человеком гордым и жестоким". — "Убедить Г. И. нарушить свое намерение, единожды принятое, невозможно". Воспитание считает "обязанностью слишком важною и тяжелою", а "ответственность за воспитание молодых людей, если не перед родителями их, то перед самим собою", себе "не под силу": "считает себя еще учеником в науке"; "согласившись сделаться воспитателем, — посвящает воспитаннику всего себя", но все время "держится ошибочного правила": "никогда не хвалить своего воспитанника", "чтоб он не избаловался от похвал". — "Холодная наружность, вследствие его взгляда на воспитание, была принята им за правило в обращении с молодыми людьми", к которым "относится сурово и строго"; редко когда "Г. И. становился доступнее и речи его если не ласковы, то, по крайней мере", были "шутливы, это бывало только наедине", тогда "вся сухость и строгость его исчезала" и он со своим воспитанником обращался "как совершенный ровесник", но лишь "появлялся третий", "он делался серьезным". "План образования своего воспитанника" устраивает "сообразно его природным наклонностям и способностям": занимается иностранными языками, которые "знал отлично" и "свободно писал на них. Латинским же языком приводил в изумление Виленский университет", "выписывает немедленно множество книг", "чтобы молодой человек набрался хороших примеров и образовал свой вкус, читая сочинителей, пишущих стройно и плавно", "объясняет красоты поэтические, мысль автора и достоинство выражений" так увлекательно, "что склонность воспитанника к литературе скоро обращается в страстную любовь". Очень требователен к своему ученику, но во время вакаций "не мешает гулять" и "дает полную свободу", однако убеждает победить "вредное свойство увлекаться, до безумия, до забвения всего окружающего", и видя, что "убедительные доказательства улетели на воздух", "принимает решительные меры". Сильно влияет на своего воспитанника, который "любит его как никого из посторонних", "горячо, как родного старшего брата, хотя в то же время очень его боится". "Случай совершенно ничтожный окончательно меняет их отношения" и заставляет Г. И. отказаться от воспитания потому, что он "признает себя совершенно неспособным оставаться долее наставником и руководителем молодого человека, с которым надобно поступать не так, как с мальчиком", "чувствует, что действует не так, как надо". "Расстается Г. И. со своим воспитанником с большим чувством", хотя, "по своему обыкновению, старается прикрыть свое волнение шутками и насмешками над чувствительностью". (Список).
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.